С 8 по 11 декабря 2021 года в школах Тосненского района Ленинградской области прошло репетиционное собеседование по русскому языку, в нем принимали участие 779 девятиклассников. День проведения определялся администрацией школы.

Тренировочное мероприятие проводилось в рамках регионального плана мероприятий по подготовке к итоговому собеседованию и направлено, в том числе на снижение психологического и эмоционального напряжения девятиклассников на итоговых процедурах оценки знаний.

Для педагогов, проводящих собеседование, организованы региональные вебинары, для учителей русского языка разработаны методические рекомендации по подготовке девятиклассников к собеседованию.

Тренировка организуется согласно требованиям, обязательным для  итогового собеседования (проводится 9 февраля 2022 года). В отдельной аудитории девятиклассники поочередно выполняют 4 задания: чтение текста и его пересказ, монолог по одной из 3-х тем (на выбор) и диалог с экзаменатором-собеседником. На работу участнику отводится 15-16 минут. Во время собеседования ведется аудиозапись. Выполнение заданий оценивает по установленным критериям эксперт - учитель русского языка. Оценивание может проводиться в процессе ответа участника или после (по аудиозаписи).

08.12.2021 года в МБОУ «Сельцовская СОШ» в 9 классах прошло репетиционное итоговое собеседование по русскому языку. В данном мероприятии приняло участие 43 обучающихся из 51. Экзамен прошёл в спокойной и доброжелательной обстановке.

Хочется отметить, что в целом дети к итоговому собеседованию подготовлены удовлетворительно, поэтому в результате все получили «Зачет».

Текст для прочтения и пересказа был среднего уровня сложности. Во время чтения текста обучающиеся допускали орфоэпические ошибки и искажения слов. К произношению числительных замечаний почти не было. Труднее всего для большей части обучающихся показался пересказ текста. Были случаи, что ребята упускали одну или две микротемы (вариант 2) и допускали фактические ошибки хочется сказать, что цитату многие ученики использовали неуместно, но при этом не допускали ошибок при оформлении цитировании.

В качестве монолога ребята выбирали 1 и 2 тему: описание и повествование. Данные типы речи для монологического высказывания обучающимся кажутся более знакомыми и легкими, поэтому с этим заданием ребята справляются неплохо, но иногда наблюдается нарушение логической последовательности изложения материала и однообразие синтаксических конструкций. Нельзя не отметить, что были и яркие выразительные монологи, отличающиеся богатством словарного запаса и разнообразием синтаксических конструкций.

При ответе на вопросы организатора-собеседника учащиеся в большинстве своем давали полные, исчерпывающие ответы.

Обучающиеся с ОВЗ также справились с предложенными им заданиями. Критерии их оценивания частично отличались от общих критериев оценивания. Время на выполнение заданий было увеличено на 30 минут. Обучающиеся выполняли задания в хорошем темпе, и временем, отведенным им для ответа, пользовались не в полном объеме.

Несмотря на доброжелательное отношение организаторов-собеседников, которые старались на протяжении всего времени создавать атмосферу «живой» беседы и благоприятный психологический настрой было замечено волнение девятиклассников. 

Эксперты: Елизарова Л.Б., Кузнецова О.В., Соколова В.И.

 

Некоторые обучающиеся поделились своими впечатлениями.

Артем Козинцев, обучающийся МБОУ «Гимназия №2 г.Тосно им.Героя Социалистического Труда Н.Ф.Федорова» рассказал: «Конечно же, мы волновались перед экзаменом. Однако, учителя-собеседники нам помогли. Я не ощущал никакого давления с их стороны, напротив они создали атмосферу спокойствия. Хочется отметить организацию репетиционного экзамена. Всё было организовано хорошо. Как только мы заходили в кабинет, сразу становилось спокойнее. Учителя сделали всё для того, чтобы мы справились с поставленной задачей».

Кира Савина, обучающаяся МБОУ «Гимназия №2 г.Тосно им.Героя Социалистического Труда Н.Ф.Федорова» отметила: «Экзамен проходил спокойно, Мне было комфортно. С собеседником-экзаменатором было приятно общаться. Задания несложные, только на подготовку к монологу времени не хватило».

Людмила Лебедева, обучающийся МБОУ «Гимназия №2 г.Тосно им.Героя Социалистического Труда Н.Ф.Федорова» прокомментировала пробное собеседование так: «Было страшно и волнительно, и весь экзамен я сидела как на иголках. Когда начался диалог (последний этап), я выдохнула, и мне стало спокойнее, потому что всё было уже позади. А уж покинув кабинет, я поняла, что это не так и страшно, и я зря переживала».

 

Справочно. Итоговое собеседование является допуском девятиклассников к экзаменам. Для получения зачёта необходимо набрать не менее 10 баллов. Лицам с ограниченными возможностями здоровья минимальный порог баллов для получения зачета может быть понижен (на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и в зависимости от индивидуальных особенностей развития). Результат «зачет» как допуск к ГИА действует бессрочно.