Итоговый отчет
о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования
за 2017 год муниципального образования 
Тосненский район
Ленинградской области
 

Система образования Тосненского района функционирует и развивается в соответствии с направлениями, определенными приоритетным национальным проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и другими масштабными проектами и программами федерального, регионального и муниципального уровней.

В районе реализуется муниципальная программа «Развитие системы образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2014-2018 годы».

Общий объем финансирования программы на 2017 год составляет 1 850 184,27233 тыс. рублей.

Сеть муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории района, составляют:

- 27 дошкольных образовательных учреждений;

- 27 дневных общеобразовательных учреждений;

- 9 учреждений дополнительного образования (в том числе 2 детско-юношеские спортивные школы).

На базе трех школ реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования (МКОУ «Форносовская ООШ», МКОУ «Радофинниковская ООШ», МКОУ «Машинская СОШ»).

Кроме того, услуги дошкольного образования оказывают:

- государственное дошкольное образовательное учреждение Министерства Обороны - «Детский сад  № 2086/27 при воинской части 28037».

 

Дошкольное образование

Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений района в 2017-2018 учебном году проводится в соответствии с утвержденным администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области» от 11.07.2016 № 1321-па.

Численность детского населения составляет 18150 человек, в том числе от 3 до 7 лет – 5897 человек.

В 2017-2018 учебном году 5253 детей посещают дошкольные образовательные организации в районе, в том числе в муниципальных дошкольных образовательных организациях, по состоянию на конец 2017 года обучается 5206 детей.

За 2017 год строительство новых объектов дошкольного образования не осуществлялось.

В стадии разработки вопрос строительства детского сада в п. Тельмана на 200 мест и г. Никольское на 220 мест.

В условиях роста численности детского населения в районе потребность населения в дошкольном образовании остается.

По итогам 2017 года открыта дополнительная группа для детей раннего возраста на 50 мест в МКДОУ № 23«Детский сад комбинированного вида д. Федоровское», на 25 мест в МКДОУ № 34 «Детский сад комбинированного вида г.Никольское» и на 25 мест в МКДОУ № 11 «Центр развития ребенка - детский сад г.Никольское». В дошкольных образовательных организациях созданы 300 дополнительных мест за счет уплотнения существующих дошкольных групп.

Повысилась заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций. В 2016 году составила – 38122,3 рублей, что составляет 103,6 % от средней заработной платы в сфере общего образования в районе.

 

Общее образование

В районе проводится системная работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования в общеобразовательных организациях.

Обеспечено введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех 1-4 классах общеобразовательных организаций района (100 % обучающихся). С 1 сентября 2017 года начата реализация ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для лиц с умственной отсталостью в 1 и 2-х классах.

Общий охват обучающихся 5-7 классов по новым федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования увеличился и составил 100 % от общего числа обучающихся данной категории, охват обучающихся 8 классов по новым федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования увеличился и составил 98,7%, 9 классах составил 98,7%.

Общий охват обучающихся 10-11 классов ФГОС среднего общего образования составляет 15,4 % от общего числа обучающихся данной категории (МБОУ «Гимназия № 2 г. Тосно).

Удельный вес численности обучающихся, занимающихся по новым федеральным образовательным стандартам, составил 89,4%.

Для реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательных организациях приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства нормативно – правовая база, внесены изменения в Уставы, основные образовательные программы и программы развития, организована внеурочная деятельность по существующим направлениям.

Ежегодное увеличение численности школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы в части улучшения организационных, кадровых и материально-технических условий.

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретают информационные ресурсы, которые являются неотъемлемым компонентом инфраструктуры школьного образования и инструментального сопровождения начального общего образования.

Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования района реализовывалось в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, а также мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».

В 2017 году были открыты 3 пункта проведения экзаменов: в МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно», МБОУ «СОШ №4 г. Тосно», МБОУ «СОШ №3 г. Никольское».

42 выпускника 9-ых классов получили аттестат «с отличием», что составило 4,5% от общей численности выпускников 9 классов. 31 выпускника получили медаль «За особые успехи в учении», что составило 11,8 %.

В 2017 году в общеобразовательных организациях района прошла государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для 1020 обучающихся. Из них 889 выпускников 9 классов; и 263 выпускников 11 классов. Кроме того, 20 человека окончили обучение в 9 классах по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Наиболее выбираемыми предметами в прошедшем учебном году стали: обществознание, география.

Согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии в форме государственного выпускного экзамена прошли государственную итоговую аттестацию 82 обучающихся 9 классов. В Тосненском районе была выбрана только письменная форма (по контрольно-измерительным материалам).

В общеобразовательных организациях была проведена эффективная работа с обучающимися и их родителями (законными представителями) по выбору предметов на единый государственный экзамен, а также по выбору уровня математики: профильного или базового. Наиболее популярным предметом по выбору остается обществознание, второе место занимает физика.

         По итогам государственной итоговой аттестации, в том числе в сентябрьские сроки, 872 выпускников 9-ых классов и 262 выпускников 11 классов общеобразовательных организаций получили документы, свидетельствующие об окончании основного и среднего общего образования. Средний тестовый балл в 9 классе по русскому языку составил 31,18, средняя отметка – 4,17. По математике – 15,16, средняя отметка - 4,2.  Средний тестовый балл в 11 классе по русскому языку составил 72,69. По математике профильного уровня – 53,91, по математике базового уровня средняя оценка составила 4,3.  Таким образом, наблюдается повышение баллов по русскому языку и стабильно низкий результат по математике профильного уровня. Стоит отметить, что математику базового уровня выпускники сдали с первого раза, что свидетельствует об освоении ими программного материала по учебному предмету «математика».

100 % школ подключены к сети Интернет, со скоростью 2 Мбит/сек и выше.

Оснащенность образовательного процесса информационно-технологическим оборудованием в общеобразовательных организациях в районе представлена следующими показателями: все организации имеют официальные систематически обновляющиеся сайты, количество персональных компьютеров составляет 1203 ед., из них используются в учебных целях 84,3 % (1015 ед.) и для административной работы 15,6 % (188 ед.).

Администрации всех школ имеют оборудованное компьютерной техникой рабочее место, в 89 % организациях функционирует административная локальная сеть.

В общеобразовательных учреждениях 36 кабинетов информатики на 723 учебных мест.

5 (17 %) организаций используют в своей работе оборудованные терминальные классы.

58,6 % организаций имеют стационарные мультимедийные аудитории, 100 % организаций имеют мультимедийные проекторы.

85,1 % организаций оснащены интерактивными досками.

100 % образовательных организаций района перешли на электронный документооборот.

Во всех общеобразовательных организациях есть электронный дневник и электронный журнал.

Район продолжает принимать участие в реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»: в 2017 году 9 детей-инвалидов обучаются дистанционно.

Повысилась заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций. В 2017 году составила - 40063,2 рублей, что составляет 116,0% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе.

 

Дополнительное образование.

В 9 учреждениях дополнительного образования обучаются 4499 детей по программам различной направленности. Необходимо найти новые механизмы для привлечения обучающихся в дополнительное образование. Это возможно только через развитие сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС, а также выход на сотрудничество с учреждениями профессионального образования.

Еще одной задачей системы образования в районе становится создание условий для формирования технологической компетенции через распространение предпрофильного и профильного обучения, организацию профессиональных проб, интеграцию общего, дополнительного и профессионального образования, создание новых форм сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций.

Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей за 2017 год составила 38651,5 руб. или 97,1%.

Тосненский район принимает участие в региональной программе по поддержке талантливых детей. Координатором работы по данному направлению является районный информационно-методический центр, на базе которого создан районный центр по работе с одарёнными детьми. Работа с одаренными школьниками предполагает существенное изменение содержания, форм и результатов образования. Необходимо стремиться к увеличению охвата детей олимпиадным и конкурсным движением, раннему выявлению одаренных обучающихся. Наблюдается увеличение участия Тосненского района в региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников. В 2017 году 3 обучающихся стали победителями и 17 призером Всероссийской олимпиады по 19 предметам. Также для одаренных детей реализуются образовательные программы в учреждениях дополнительного образования района, которые рассматриваются как один из возможных источников изменения содержания школьного образования. Задача системы образования – помочь обнаружить интерес, поддержать мотивацию и дать возможности развития способностей.    

    

Сохранение и укрепление здоровья школьников.

Во всех школах созданы условия для 100% охвата обучающихся полноценным питанием. В 2017 году охват питанием обучающихся на систематической основе составляет 93,8% .  

Всего в лагерях с дневным пребыванием детей на базах образовательных учреждений за счет средств муниципального и областного бюджетов летом 2017 года обеспечено отдыхом и оздоровлением 1353 чел.

Из бюджета муниципального образования выделено 8 694 800,00 рублей на софинансирование содержания 24 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базах образовательных учреждений, которые открыты в июне-июле 2017 года по линии комитета образования с участием муниципальных и родительских средств за оплату путевок.

105 детей с ОВЗ отдохнули в лагерях, санаториях, курортных зонах по направлениям медицинских учреждений и за счет средств родителей.

1 518 228,7 рублей по линии отдела по культуре, делам молодежи, физической культуре и спорту администрации (муниципальный бюджет)  направлены на финансирование деятельности Губернаторского отряда, а так же покупку путевок в загородные стационарные лагеря для детей, состоящих на учете в полиции, и проведение молодежных культурных, спортивных и профилактических массовых мероприятий. 

В рамках реализации направления летней занятости 970 000 рублей из муниципального бюджета было выделено на организацию рабочих мест в рамках реализации программы летней занятости подростков (в 2016 году – 900 000 рублей). Из бюджетов поселений Тосненского района на летнюю занятость подростков было предусмотрено 1 912 650,0 рублей. Таким образом, с учетом средств Тосненского центра занятости населения по областному бюджету (740 000 рублей) консолидированный бюджет программы летней занятости подростков составил 3 622 655,0 рублей. За счет этих средств вовлечено во временную занятость не менее 498 подростков (в 2016 году 460 детей).

Во всех образовательных учреждениях района функционируют системы автоматической пожарной сигнализации, обслуживается «тревожный сигнал» в пожарные части, установлены «кнопки экстренного вызова» охранных структур и правоохранительных органов, а также домофоны. 

 

Работа по совершенствованию учительского корпуса

Ключевым фактором высокого уровня образовательных достижений и повышения качества образования являются педагогические кадры. Всего в системе образования района работает 1178 учителей, из них 73,5% с высшим педагогическим образованием, 28 % с высшей квалификационной категорией.

Районная образовательная система испытывает сегодня дефицит педагогических кадров, и это нельзя игнорировать. Непрерывное педагогическое образование - одно из ключевых направлений работы с практикующими учителями. В районе традиционно проводятся профессиональные конкурсы: «Учитель года», «Классный, самый классный». Необходимо активизировать работу в коллективах для вовлечения работников в конкурсы различного уровня.

Основными приоритетами в сегменте общего образования становятся работа с кадрами и привлечение новых специалистов, потому что без грамотного и компетентного педагога все преобразования теряют смысл и невыполнимы.

Продолжается омоложение учительского корпуса при взаимодействии с учреждениями высшего образования, среднего профессионального образования Ленинградской области и Санкт-Петербурга, привлечено 22 молодых специалистов для работы в образовательных организациях.

С 2017 года Ленинградская область прошла в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики. Цель апробации – отработка механизмов оценки компетенций учителей, направленных на создание системы профессионального учительского роста. В апробации участвовали 17 учителей русского языка и 17 учителей математики.

Увеличилась мотивация педагогов и руководителей к повышению своей квалификации.

Педагоги района активно внедряют инновации в учебно-воспитательный процесс.

В районе издаются печатные материалы из опыта работы педагогов – новаторов, способствующие повышению качества образования.

За 2017 год прошли курсы повышения квалификации 342 педагогических работника (на базе ЛОИРО, ЛГУ им. А.С. Пушкина и на базе района).

 

Социальные льготы и гарантии для детей и их родителей.

Определены льготы по родительской плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных отделениях общеобразовательных учреждений муниципального образования:

Бесплатно:

- для детей-инвалидов;

- для детей родителей-инвалидов нерабочих групп;

-  для детей с туберкулезной интоксикацией;

- для детей военнослужащих срочной службы;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с утвержденным перечнем.

Частичная льгота:

50% родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях муниципального образования:

- для детей-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС;

-для детей из многодетных семей.

70% родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях муниципального образования (30% льготы)

- для детей из малообеспеченных семей, где родители работают.

Одаренным детям из малообеспеченных семей выплачивались в течение учебного года стипендии главы администрации муниципального образования. В 2017 году стипендиатами стали 1 обучающихся.

Ежегодно для одаренных детей организуется елка главы муниципального образования. В 2017 году на детский новогодний праздник финансирование составило 180,0 тыс. рублей.

 

Задачи на 2018 год. 

1. Развитие сети образовательных учреждений района с учётом демографических, социально-экономических условий и определения базовых школ.

2. Развитие системы дошкольного образования: реализация комплексных мероприятий, направленных на обеспечение доступности качественного дошкольного образования, в том числе, для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

3. Создание условий для оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей.

4. Продолжить работу по созданию условий для обеспечения качественного образования, соответствующего современным требованиям. Способствовать дальнейшему развитию материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений района, в том числе по обеспечению полноценных условий комплексной безопасности.

5. Обеспечить развитие образования на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования.

6. Совершенствовать работу для развития и поддержки талантливых обучающихся.

7. Развитие воспитательного потенциала образовательных организаций в соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

8. Повысить эффективность работы по формированию кадрового потенциала в учреждениях образования района, увеличить приток молодых специалистов.

9. Обеспечить расширение возможности доступа к услугам организованных отдыха, оздоровления и занятости детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в летний период.

10. Развитие информационной компании направленной на просветительскую работу с населением по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по вопросам передачи детей в семьи родственников.

11. Усиление защиты и законных интересов несовершеннолетних, индивидуальный анализ каждого случая выявленного ребенка и формы устройства его в семью, увеличение переданных в семью граждан, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей из учреждений (детских домов, дома-малютки).

12. Реализация программы подготовки граждан желающих принять детей в семью, сопровождение семей принявших детей и повышение уровня квалификации приемных родителей в замещающих семьях с целью сокращения количества отказов от приемных и опекаемых детей.